Интернет - зависимость

То, что дети проводят в Интернете слишком много времени,  огорчает  большинство  родителей.  Сначала  взрослые  приветствовали  появление  Сети, полагая,  что  она  –  безграничный  источник  новых знаний. Вскоре выяснилось, что подростки не столько  пользуются Интернетом  для  выполнения домашних  заданий  или  поиска  полезной  информации, сколько общаются в чатах и играют в он-лайновые игры.

Поддержание в  жизни детей  разумного равновесия  между       развлечениями  и  другими  занятиями всегда  было  испытанием  для  родителей;  Интернет  сделал  это  еще  более  трудной  задачей.  Общение в Интернете  и  интерактивные  игры могут настолько  затягивать  детей,  что  они  часто  теряют ощущение времени, появляется интернет-зависимость.

Обратите  внимание  на  психологические особенности вашего ребенка. Социально  дезадаптированные  дети  имеют  повышенную  вероятность к  приобретению  Интернет-зависимости.  Причина в  том,  что  Интернет  позволяет  оставаться  анонимным,  не  бояться  осуждения  (если  что-то  сделал  неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново),  предоставляет  гораздо более широкий выбор  возможностей  к  общению,  чем  реальный  мир.

В Интернете ребенку  гораздо  легче выстроить  свой виртуальный мир, пребывание в  котором ему будет комфортным. Поэтому, если у ребенка что-то не получается в реальном мире, он будет стремиться к пребыванию там, где ему комфортно. С другой стороны, Интернет может помочь застенчивому ребенку стать более  общительным,  найти  ту  среду  общения,  которая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку. Если ваш ребенок в жизни замкнут, застенчив или склонен к унынию, вам необходимо внимательно следить за его отношением к Интернету, с тем чтобы предотвратить его превращение    из  средства  раскрытия  личности  ребенка в плохо контролируемую страсть.

Интернет-зависимость – навязчивое желание войти в Интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из Интернета, будучи онлайн. (Гриффит В., 1996). По своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков), но относится к типу нехимических зависимостей, то есть не приводящих непосредственно к разрушению организма. По своим симптомам Интернет-зависимость ближе к зависимости от азартных игр; для этого состояния характерны следующие признаки: потеря ощущения времени, невозможность остановиться, отрыв от реальности, эйфория при нахождении за компьютером, досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет.

В случае Интернет-зависимости выделяют следующие типы онлайн-активности:

-             навязчивый веб-серфинг – бесконечные путешествия по всемирной паутине, поиск информации,

-             пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети),

-             игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми по сети,

-             навязчивое желание потратить деньги – игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в Интернет-магазинах или постоянное участие в интернет-аукционах,

-             пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.

 

Рекомендации по предупреждению Интернет-зависимости

В первую очередь необходимо обратить внимание на возможные признаки Интернет-зависимости у вашего ребенка.

  1. Оцените, сколько времени ваш ребенок проводит в сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
  2. Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
  3. Понаблюдайте за сменой настроения и поведения вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить: головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
  4. Поговорите со школьным психологом и классным руководителем о поведении вашего ребенка, его успеваемости и отношениях с другими учениками. Настораживающими факторами являются замкнутость, скрытность, нежелание идти на контакт. Узнайте, нет ли у вашего ребенка навязчивого стремления выйти в Интернет с помощью телефона или иных мобильных устройств во время урока.

Если вы обнаружили возможные симптомы Интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и т.д.
  2. Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и пр.). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в сети.
  3. Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает Ваш ребенок.
  4. Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий – например, от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
  5. Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями – при этом общаясь друг с другом «вживую». Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
  6. Дети с Интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время «выпадет» из жизни Интернет-сообщества.
  7. В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.
Безопасный интернет 12 окт 2012 14466
Яндекс.Метрика