Библиотека семейного чтения г. Ломоносова
г. Ломоносов,
ул. Победы, д.1
(812) 422-61-86

Добро пожаловать!

Откройте двери  Библиотеки  города Ломоносова. Вас ждут уютные залы обслуживания читателей, Вам окажут квалифицированную помощь в выборе книг приветливые сотрудники библиотеки.

К Вашим услугам универсальный фонд книг и журналов по всем отраслям знаний, которые могут удовлетворить самые разнообразные и прихотливые запросы.

Не пропустите
"Имена и память здешних мест"
"Имена и память здешних мест"
Статус: 29 дней до начала
Начало: 22 Октябрь 2017 14:00
Окончание: 22 Октябрь 2017 18:00
Отзывы и предложения!
Продление ONLINE
Если Вы не успели прочитать за месяц литературу, взятую в нашей библиотеке, то Вы можете продлить срок пользования литературой через сайт!

Ораниенбаумский хронограф
<< Сентябрь 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Цитаты, афоризмы
Хорошая библиотека оказывает поддержку при всяком расположении духа. Ш. Талейран
2015 год литературы
Иерархия статей
Регата «Orange Race» на приз светлейшего князя А. Д. Меншикова

Захаров Евгений Александрович,

журналист, режиссер документальных фильмов, Президент Ораниенбаумского морского фестиваля

Не так давно в городе Ломоносове появился городской праздник – Ораниенбаумский морской фестиваль. Он был учрежден местными любителями моря в канун празднования 300-летия города и изначально ставил своей целью позиционирование Ломоносова как приморского города, поощрение здорового и активного образа жизни, развитие яхтенного и вводно-моторного спорта на южном побережье Финского залива. Идея понравилась общественности и бизнес-сообществу города, нашлась поддержка со стороны администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга и муниципального образования город Ломоносов. И вот уже третий год подряд в акватории Невской Губы Финского залива, в районе паромного причала и Сидоровского канала, прошли соревнования по парусному спорту среди катамаранов и яхт под названием «Orange race» на приз светлейшего князя А. Д. Меншикова. Это любительская регата, которая проходит для судов различных классов. Ежегодно победители соревнований помимо ценных призов получают кубок имени светлейшего князя А. Д. Меншикова, который, как известно, является не только основателем Ораниенбаума, но и был одним из основателей российского флота

История Ораниенбаума как морского порта чрезвычайно интересна. Финский залив всегда занимал в нашем городе важное место. Я позволю себе небольшой экскурс в историческое прошлое, без которого дальнейший мой рассказ был бы неполным.

Ораниенбаум с первых лет своего существования становится важным узловым пунктом, через который шло снабжение флота. Город никогда не был военным портом в полном его значении, но на протяжении своей истории он являлся важным стратегическим пунктом в акватории Финского залива, так называемой перевалочной базой Балтийского флота. Важнейшую роль в этом играл канал, прорытый промышленником Путиловым. В некоторых архивных документах называют его Ораниенбаумским каналом, а на современных картах он называется Морским. Начало военно-морской истории Ораниенбаума, как я уже упоминал, положил Александр Данилович Меншиков. Именно с Ораниенбаумского берега шло всё снабжение строительными материалами Кронштадтских фортов и береговых укреплений.   

В 1859 году был составлен проект герба Ораниенбаума, в котором отмечено его приморское положение «В серебряном поле зеленое дерево с золотыми плодами». В вольной части герб Санкт-Петербургской губернии. Щит увенчан червленой ступенчатой короной о трех зубцах, наложен на два положенных накрест золотых якоря, соединенных Александровской лентой. (Современный герб, к сожалению, не сохранил эти морские регалии).

В истории морского Ораниенбаума встречаются уникальные факты. Например, в 1864 году кронштадтский предприниматель, судовладелец Михаил Осипович Бритнев построил и испытал первое в мире судно-ледокол «Пайлот», которое увеличило время навигации между Ораниенбаумом и Кронштадтом в осеннее и весеннее время.

А в 1899 году в акватории близ Ораниенбаума совершил свой первый рейс новый русский ледокол «Ермак», построенный в Англии по чертежам адмирала Макарова.

С развитием промышленности и торговли возрастали потребности в перевозках грузов, что положительно влияло на развитие портовой инфраструктуры. Однако долгое время из-за мелководья подойти к ораниенбаумской пристани могли только плоскодонные суда и маленькие лодочки. Например, не смогла причалить к берегу яхта со свергнутым императором Петром III после его неудачного похода в Кронштадт в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Самодержцу пришлось пересесть на небольшую галеру, способную подойти к Меншиковскому дворцу, а яхта с остальными пассажирами ушла в Петергоф. Многие десятилетия приходилось мириться с издержками мелководья пассажирам, активно курсировавшим между Кронштадтом и Ораниенбаумом, которые к ораниенбаумскому берегу тяготели исторически: здесь снимали дачи, сюда ездили на рынок, ходили в леса по грибы и по ягоды. А пароходы подходили к так называемой зимней пристани, которая располагалась далеко от вокзала  и города, что было неудобно.

Положение изменилось после того, как в 1885 году купец Николай Григорьевич Сидоров прорыл специальный канал, который  улучшил сообщение между островом Котлин и Ораниенбаумом. «Исторический очерк деятельности Товарищества пароходного сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом с 1850 по 1900 год», изданный в 1900 году, сообщает: «В 1885 году одним из предприимчивых и деятельных кронштадтских  граждан, купцом Николаем Григорьевичем Сидоровым на его собственные средства, без всяких казенных или общественных субсидий и гарантий был открыт прорытый им канал к Ораниенбауму, доходящий почти до вокзала железной дороги. По этому каналу с 9-го июня  1885 года открылось пароходное  сообщение Ораниенбаума с Кронштадтом и Петербургом. На линию Кронштадт – Ораниенбаум Николай Григорьевич поставил свой собственный колесный пароход  «Николай» и два маленьких винтовых для буксировки грузовых барж. На линию Ораниенбаум – Петербург были поставлены пароходы петрозаводского общества «Великий Князь», «Царевна» и «Геркулес», чередовавшиеся иногда с «Николаем» для рейсов на Кронштадт».

В предвоенные годы – до начала Великой Отечественной войны – рядом с Сидоровским каналом в Ораниенбауме был размещен отряд военной полярной авиации, гидросамолеты которой покорили Северный полюс. В годы войны здесь держали оборону моряки-балтийцы. В Военной гавани у Восточной стенки причала недалеко от Сидоровского канала стоял на боевом посту крейсер «Аврора», от Ораниенбаума к Кронштадту по льду залива шла Малая дорога жизни.

Сегодня, в мирные дни, в Сидоровском канале и в Военной гавани базируется вспомогательный флот Ленинградской военно-морской базы, части военных водолазов-спасателей. Военная гавань используется и как грузовой порт.

Долгое время Сидоровский канал был местом размещения известного рыбколхоза «Прогресс», а после его разорения – стоянкой ржавых и полузатонувших рыболовецких траулеров.

Сегодня над Сидоровским каналом, этим замечательным гидротехническим сооружением XIX века, повеял ветер перемен. С 2011 года здесь проходит международный Ораниенбаумский морской фестиваль, полюбившийся горожанам и ставший уже традиционным.

Когда-то парусный спорт в наших краях был чрезвычайно популярен, в той же Ораниенбаумской гавани до революции была стоянка для яхт – их оставляли здесь и зажиточные горожане, и гости. В 1894 году было основано «Ораниенбаумское общество любителей парусного спорта». Потом на побережье прочно обосновались военные, что, конечно же, создавало яхтсменам некоторые препятствия. Пару десятилетий назад «Окно в Европу» открылось снова, но гражданам, занятым проблемами выживания, было как-то не до морской романтики. А ведь парусный спорт и морские путешествия – одно из очевидных направлений развития южного берега Финского залива. Многие необходимые условия для этого в нашем регионе есть.

Имеется определённая уже сложившаяся береговая инфраструктура – гостиница и ресторан «Домик у причала» с весьма умеренными ценами, несколько действующих пирсов, нуждающихся в основательной реконструкции. Много чего, конечно, не хватает, но ничего невозможного нет. Все можно построить и восстановить, было бы желание. Ораниенбаумский морской фестиваль как раз и направлен на то, чтобы такое желание вызвать у властей, у бизнесменов, у любителей путешествий. Хорошая яхта, безусловно, стоит не дороже хорошего автомобиля, купить ее может не только частное лицо, но и яхт-клуб, и крупное предприятие, любая организация. Когда-то лодка (с парусом или без) была едва ли не у каждого жителя нашего побережья, без нее было просто не выжить. Так почему бы постепенно не возродить эту традицию? Но нужно помочь людям, подготовить сопутствующую инфраструктуру: летние и, главное, зимние стоянки, удобные ремонтные мастерские, магазины сопутствующих товаров, сувенирной продукции с морской тематикой. Всё это поможет возродить культуру приморского города, как это есть в Севастополе или Новороссийске.

За последние годы морской фестиваль набрал небывалый размах. Так, например, в нынешнем 2013 году он собрал под знамёна регаты «Orange Race»: 62 команды, а это около 400 человек, а в 2014 году заявку на участие уже подали более 110 экипажей! В рамках фестиваля проходят не только гонки яхт, но и состязания рыбаков, любительские вводно-моторные гонки, соревнования аквабайкеров, виндсерфингистов, участвуют молодежные яхт-клубы, волонтеры, а также проходят конкурсы рисунков на пленэре и конкурсы плакатов фестиваля. Все водные соревнования транслируются на большом светодиодном экране. Звучит музыка, проходят мастер-классы, работают выставки и торговые павильоны, выездные кафе и рестораны. В дни фестиваля набережная у паромного причала напоминает средиземноморскую гавань. Сотни мачт, суета катеров и лодок. Жители города и гости приходят на последний уикенд лета семьями, получая прекрасные эмоции от общения с друзьями и любуясь акваторией залива, усеянной разноцветными парусами. Играющие в воздухе парапланы и гидропланы стирают границу между морем и небом, создавая совершенно фантастическую картину. Ну а вечером, как заведено, залпы салюта в фестивальных цветах возвещают о его завершении. Всё это укрепляет в нас уверенность: мы на правильном пути. Ораниенбаум – приморский город!

У фестиваля есть свои традиции. О начале стартов в полдень напоминает пальбой из пушки двухмачтовый бриг «Триумф». Этот рыболовецкий траулер, перестроенный в парусник XIX века, родом из Ломоносова. Приобретший его 25 лет назад нынешний владелец и капитан Борис Сидоровский (тезка канала), по историческим чертежам перестроил траулер в парусное судно и назвал гордым именем «Триумф» в честь победы российского флота над шведским.

За четверть века парусник побывал во всех европейских странах, снялся в двух десятках фильмов. «Триумф» является постоянным участником Дня города Санкт-Петербурга и праздника «Алые паруса». Легендарный бриг привнес в фестиваль щемяще прекрасное настроение романтики.

Кроме того, на связь с фестивалем ежегодно выходят по скайпу города-побратимы Ломоносова – немецкий Оберурзель, финский Мариехамн, турецкий Чанаккале,  французский яхтенный город – порт Карнак. Церемония награждения победителей любительской регаты «Orange Race» всегда торжественна и незабываема.

Каждый год у фестиваля рождаются новые идеи. Иногда их подсказывают сами зрители. Например, в планах оборудовать смотровую площадку для тех, кто хочет понаблюдать за гонкой в бинокли. Идея о привлечении на концерты фольклорных ансамблей также нашла отклик у людей. Площадки праздника развернулись сегодня не только на море, но и на Красном пруду, где, надеюсь, станет таким же традиционным задуманный нами фестиваль по судомоделизму. Возможно, в ближайшем будущем в фестивале примут участие и авиамоделисты, но это пока только идея для реализации. Также хотим возродить празднование в городе Дня ВМФ России.  Сидоровский канал – прекрасная для этого праздника площадка.

В этом году в преддверии Международного года Финского залива мы проводим экологические мероприятия. Например, нам  удалось расчистить Сидоровский канал от останков затонувших судов.

Уже разработан план восстановления Морской мемориальной часовни во имя Святителя Николая Чудотворца, которая находится на Морском причале города Ломоносова, рядом с Морским вокзалом.

 Николай Чудотворец; Николай Угодник; Святитель Николай в христианстве является одним из наиболее чтимых святых и почитается как чудотворец, покровитель моряков, путешественников, купцов и детей. Он известен как защитник оклеветанных, избавляющий невинно осуждённых от их судьбы. Часовня, безусловно, станет прекрасным культурным объектом города. Она идеально впишется в существующий ландшафт и станет яркой  доминантой морского фарватера. Проект уже одобрен и ждет своей реализации.

С каждым годом организация морского праздника в Ломоносове становится все более продуманной и масштабной. Ораниенбаумский морской фестиваль  стал частью Санкт-Петербургского международного морского фестиваля. Удачное территориальное расположение акватории и причала, введённая в строй кольцевая дорога с подводным тоннелем позволили привлечь внимание жителей не только нашего региона. Волны, ветер, паруса, солнце и хорошее настроение были, есть и будут  слагаемыми успеха «Ораниенбаумского морского фестиваля»!

Опубликовано:

Краеведческие чтения "Имена и память здешних мест": сборник материалов за 2011-2014 годы / Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга; СПб ГБУ "ЦБС Петродворцового района".- Санкт-Петербург: LPrint, 2015.- 314 с: ил., фот.

Новые поступления