Библиотека семейного чтения г. Ломоносова
г. Ломоносов,
ул. Победы, д.1
(812) 422-61-86

Добро пожаловать!

Откройте двери  Библиотеки  города Ломоносова. Вас ждут уютные залы обслуживания читателей, Вам окажут квалифицированную помощь в выборе книг приветливые сотрудники библиотеки.

К Вашим услугам универсальный фонд книг и журналов по всем отраслям знаний, которые могут удовлетворить самые разнообразные и прихотливые запросы.

Не пропустите
"Имена и память здешних мест"
"Имена и память здешних мест"
Статус: 29 дней до начала
Начало: 22 Октябрь 2017 14:00
Окончание: 22 Октябрь 2017 18:00
Отзывы и предложения!
Продление ONLINE
Если Вы не успели прочитать за месяц литературу, взятую в нашей библиотеке, то Вы можете продлить срок пользования литературой через сайт!

Ораниенбаумский хронограф
<< Сентябрь 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Цитаты, афоризмы
Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей. (Н.А.Морозов)
2015 год литературы
Иерархия статей
«Ораниенбаум» – город и корабль

 

Ульяночкин Константин Борисович,

писатель-краевед, общественный деятель

В 300-х летнем юбилейном 2011 году славного прибалтийского города Ораниенбаум (Ломоносов) будет много сказано о его воинской,  медицинской, музыкальной и писательской славе.

Но забыли про то, что имя ОРАНИЕНБАУМ носили корабли русского флота.

Впервые такой корабль появился в 1756 году.

Для обучения наследника престола ведения морского боя на Нижнем Пруду (тогда его называли Малым Увеселительным морем) был устроен потешный флот - Ораниенбаумский морской флот. В состав его входило 4 корабля — 18-ти пушечный трёхмачтовый фрегат «Святой Андрей», двадцати пушечный корабль «Ораниенбаум» и две двухмачтовые галеры: 6-ти баночная «Святая Екатерина» и «Елизавета». Весь состав потешного флота представлял собой уменьшенные копии настоящих боевых кораблей Петра I, так как в реальном размере боевые судна не могли поместиться.  Потешный флот во время учебных баталий обстреливал Екатеринбург с воды, а когда затевались «морские» сражения на Нижнем пруду, условным кораблем-противником становилась галера «Екатерина». Непосредственно к Голштинии флот отношения не имел. Матросы и боцманы были командированы из российского флота, а в роли офицеров выступали сам Петр Федорович и его придворные. Для флота был разработан особый мундир.

 Единственным сохранившимся изображением кораблей Ораниенбаумского флота, является картина художника Ф.-Г. Баризьена, датированная 1757 годом: ”Вид на Большой дворец Ораниенбаума со стороны Нижнего пруда”.

 Спустя 30 лет.

Служба:         Российская империя

Класс и тип судна    люгер

Организация Балтийский флот

Изготовитель Охтенская верфь

Корабельный мастер           В. Ф. Стоке

Строительство начато         22 апреля (4 мая) 1829 года

Спущен на воду        9 (21) ноября 1829 года

Введен в эксплуатацию       1829

Выведен из состава флота   Разобран в конце 1848 года

Основные характеристики

Длина между перпендикулярами  19,8 м

Ширина по мидельшпангоуту       6,7 м

Глубина интрюма    3,6 м

Двигатели      паруса

Вооружение

Общее число орудий           12

«Ораниенба́ум» — 12-пушечный трёхмачтовый люгер специальной постройки[1] Балтийского флота Российской империи, построенный мастером В. Ф. Стоке на Охтенской верфи.

Люгер был заложен 22 апреля (4 мая) 1829 года, спущен на воду 9 (21) ноября 1829 года и вошёл в состав Балтийского флота. С 1830 по 1833 год люгер ходил в практические плавания в Балтийском море и Финском заливе. В 1834 году заходил в российские и иностранные порты для знакомства с театром начальника Главного Морского штаба А. С. Меншикова и участвовал в манёврах. 30 августа, во время открытия памятника Александру I, корабль стоял на Неве.

В 1835 и 1836 годах корабль ходил в практические плавания, а в 1837 году был тимберован на Охтенской верфи, после чего, в 1838 и 1839 снова ходил в практические плавания. В 1840 и 1841 годах люгер совершил поход в Свинемюнде и Киль, а в 1842 году вновь ходил в практические плавания.

В 1843 и 1844 годах на корабле проходили практику сыновья Николая I — великие князья Николай, Михаил и Константин. В это время «Ораниенбаум» ходил в Финском заливе. В 1846 и 1847 годах корабль ходил в практические плавания в Балтийском море и Финском заливе, а в конце 1848 года был разобран.

Люгер «Ораниенбаум» в разное время ходил под командованием следующих капитанов:

1829 — Л. А. Домашенко

1830—1831 — П. В. Былим-Колосовский

1832—1833 — И. И. фон Шанц

До июня 1834 — Ф. Д. Нордман

С июня 1834 по 1835 — П. М. Муравьёв

1836—1838 — В. А. фон Глазенап

1839—1842 — Н. П. Акулов

1843—1844 — В. Е. Развозов

1846—1847 — А. А. Апраксин

1848 — М. А. Бутаков

Люгер (люггер) имел две, иногда три мачты. Бизань мачту ставили на корме и подвижный гик выдавался за нее. Бушприт был поставлен почти горизонтально. Родиной судов была французская Бретань. В XVIII веке их называли "шас-маре" (франц. chasse-maree — "охотники за приливами"). Грот-мачта, находившаяся в середине судна, была очень сильно наклонена назад. Большие, трехмачтовые люггеры имели палубу, транцевую корму и несколько парусов.
Военные люггеры наряду с люгерными парусами и топселями несли брамсели, поставленные на "летучее" удлинение столбового топа мачты, и 1—3 стакселя. Люгерные паруса имели трапециевидную форму и были присоединены к рейкам. Такелаж люгерных парусов был очень простой: фалы — основной и верхнего нока и брасы.
Парус на третьей мачте называли "бротвинер" (нем. Brotwinner). Шкот этого паруса вели на гик, выступавший за корму. На больших люгерных парусах в необходимых случаях применяли опорные деревья (нем. Spreizbaum), пришедшие из немецкого парусного судоходства. Это шесты с вилкой на конце, которую вставляли в люверс риф-банта на боковой наветренной шкаторине паруса. Другой конец шеста ставили на палубе в специально выдолбленную деревянную опору или подвязывали к мачте либо к релингу. Ванты мачт набивали талями.
Люггеры были быстроходными парусниками и в Английском канале часто использовались для контрабанды. Во французском военно-морском флоте люггеры были введены в 1760.

В России строительство люггеров связано с Охтой, на месте бывших верфей шведского Ниеншанца и инженером Стокке.

Вениамин Фомич Стокке, — архитектор и выдающийся кораблестроитель, англичанин. Из скудных сведений о его жизни можно заключить, что на родине он руководил постройками многих судов. В 1807 был приглашен на русскую службу, определен к Петербургскому адмиралтейству, первые два года знакомился с постановкою судостроительного дела и работал над проектом по устройству Охтенской верфи, которая в 1809 по его планам и отчасти под его наблюдением, и была выстроена. Если относительно доли участия Стокке в постройке верфи в ее целом и могут быть разногласия, несомненно, что устройство мастерских и эллингов принадлежит ему исключительно. Уже в 1810 Стоке получил возможность приступить к закладке некоторых судов и в следующем году спустил на воду первое детище этой верфи, — 16-пушечный люггер "Стрела", за что был награжден единовременной суммой в 500 руб. и производством из чина 12-го класса непосредственно в 9-ый. Судостроение на новой верфи, благодаря энергии Стокке, пошло быстрым темпом. Об этом лучше всего свидетельствует перечень судов, спущенных на воду между 1812—1821, фрегаты: 44-пуш. — "Аргус", "Амфитрида", "Меркурий", "Легкий", "Автроил", "Проворный"; 36-пуш. — "Поспешный", "Гектор", "Александр Невский"; 32-х-пуш. — "Поллукс"; 28-пуш. — "Нева"; 24-пуш. — "Малый", "Урания"; шлюпы: 28-пуш. — "Камчатка", "Восток", "Аполлон"; 24-пуш. — "Открытие"; бриги: 20-пуш. — "Олимп", "Ида"; 16-пуш. — "Охтенка", "Св. Лаврентий"; шхуны: 16-пуш. — "Радуга, "Опыт"; 12-пуш. катера: "Вестник", "Янус", "Хамелеон", "Зефир", "Эол", "Пегас", "Колим"; 14-пуш. люгер "Цербер"; яхты: "Роченсальм", "Голубка", "Торнео"; транспорт "Полифем" и 33 мелких судна. Вениамин Фомич Стокке, в то же время успевал работать и на петербургских верфях, результатом чего явился спущенный на воду в 1814 значительный по размерам для своего времени 74-пуш. корабль "Финляндия". За эти труды он был награжден 1000 руб. и производством в чин 8 класса. В течение следующих 9 лет, между 1823—1832, Вениамин Фомич Стокке, построил — корабли: люггера: "Ораниенбаум", "Петергоф", "Стрельна"; яхты — "Дружба", "Нева"; пассажботы — "Лидия", "Муетта"; 20-весельный катер для Государя Императора; наконец — иол, спасательных ботов и других гребных судов, в общем — 538 названий. Расстроив в значительной степени свое здоровье, Вениамин Фомич Стокке, уволен в 1836 в заграничный отпуск для лечения, из последнего больше не возвращался, подал прошение об отставке и 3 февраля 1837 был уволен с русской службы. Скончался в Англии.

По праву люггер «ОРАНИЕНБАУМ» может гордится своими командирами и моряками.

Один из них Владимир (Вольдемар) Александрович фон Глазенап — контр-адмирал, тайный советник, морской писатель; произведенный 10 мая 1824 в гардемарины, плавал на корабле "Св. Андрей" до о. Исландии. В мичманы произведен 27 февраля 1826 и в 1826—1829 совершил на шлюпе "Моллер" под командой капитана 2-го ранга Станюковича кругосветное плавание в Камчатку.  В 1834—1836 командовал люгерами "Петергоф" и "Ораниенбаум", плавал на них по Финскому и Балтийскому заливам. 5 апреля 1838 произведен в капитан-лейтенанты, командуя люгером "Ораниенбаум", плавал до Свинемюнде, откуда на буксире парохода "Геркулес" сопровождал Императора Николая I в Стокгольм. В 1839—1849 он командовал пароходом (пароходофрегат) "Богатырь" и ходил с членами Императорской фамилии и иностранными принцами в Пруссию, Данию и Швецию и с Государем в Копенгаген (1844). В 1882 уволен от службы с чином тайного советника.

Глазенап напечатал в "Морском Сборнике" статьи: "Способ поднятия гребного винта на палубу и укрепление на ней винта запасного", "Замечания об управлении судами, снабженными вспомогательными винтовыми двигателями", "Разные замечания о винтовых судах", "О машинах, действующих нагретым воздухом",  "Ответ на статью "О собрании моряков в столице", за подписью: Отставной моряк, "Несколько практических способов для определения нарицательной и действительной сил паровых машин низкого и высокого давления".

Петр Белавенец писал в «Морском сборнике»:

Крабе Николай Карлович — генерал-адъютант, управляющий морским министерством, родился в Грузии 20 августа 1814, умер 3 января 1876 года. 25 февраля 1826 был определен в Морской кадетский корпус; ходил в плавание по Невской губе, еще будучи кадетом, на галиоте "Церера" в 1828 и в 1829 на бриге "Пожарский". В 1830 февраля 3 был произведен в гардемарины; летом плавал на корабле "Кульм" под командой капитана 1 ранга Андрея Петровича Лазарева — брата знаменитого М. П. Лазарева, 10 апреля 1832 был произведен в мичманы; 10 июля 1834 назначен на люггер "Ораниенбаум" — который был яхтой кн. Меншикова, по званию его начальника главного морского штаба.  2 января 1837 был командирован в Каспийск, исполняя обязанности адъютанта при генерале Вельяминове, Краббе должен был помогать дежурному штаб-офицеру по морской части отрядов, действовавших против горцев, капитану 1 ранга Серебрякову. "В воздаяние ревностной службы и отличного мужества, оказанного в сражении против горцев", Краббе был награжден орденом св. Станислава 4-й степени.

3 октября 1838 Краббе был назначен адъютантом к начальнику главного морского штаба Его Величества князю Меншикову, и участвовал в высадке при реках Субаши и Шахе под главным начальством генерал-адъютанта М.П. Лазарева; лейтенант Краббе состоял при генерал-майоре Раевском, исполняя разные поручения во время самого жаркого боя, а затем за действия во время десанта при Псезуапе, был 3 мая награжден орденом св. Владимира 4-й ст. с бантом. Вернувшись в Петербург, он был опять послан в октябре в Оренбург к генерал-адъютанту Перовскому для участия в Хивинской экспедиции; здесь Краббе опять заслужил Высочайшее благоволение. В марте 1847 был командирован в Оренбург — состоять при командире отдельного корпуса для исполнения поручений по морской части во время предстоявшего похода на Сыр-Дарью и на Аральское море. В 1853 находился в свите чрезвычайного посланника кн. Меншикова, в его посольстве к султану, которое закончилось объявлением войны; из Одессы Краббе отвозил в Петербург депеши Меншикова. В Севастополе он принял деятельное участие в перевозке на Кавказ морем отряда в 16000 человек; десант этот был произведен, под главным начальством вице-адмирала П. С. Нахимова. Крабе плавал на пароходе "Громоносец" в отряде вице-адмирала Корнилова в крейсерстве по Черному морю.

18 апреля 1860 года, когда Краббе, будучи уже генерал-адъютантом и контр-адмиралом, вступил в управление министерством; занимая этот пост до конца жизни. За время министерства Краббе было сделано множество изменений в составе флота; сделан переход к пароходам, а затем к броненосным судам. Судостроение, артиллерия далеко и быстрыми шагами шли вперед. Обуховский сталелитейный завод был создан под личным, беспрерывным наблюдением Краббе; работы завода не уступали лучшим Европейским заводам. — Краббе имел все ордена до св. Владимира 1-й степени, который он получил в 1873 при милостивом рескрипте.

 

Гвидо Карлович Самсон-фон-Гиммельштирн — профессор по кафедре судебной медицины, ректор Дерптского университета, доктор медицины, действительный статский советник, родился 18-го января 1809 в Лифляндии, в Корасте, умер 18-го января 1868 в Дерпте. Сын асессора эстонского уездного управления лифляндской кредитной системы Карла Германа Эристена, Самсон-фон-Гиммельштирн образование получил в Дерптской гимназии, потом поступил в 1822 году в Дерптский университет, где в течение трех лет занимался изучением юридических наук, а потом посвятил себя медицине, для чего и пробыл в университете еще четыре года. Выдержав экзамен и защитив в 1834 диссертацию, он получил звание доктора медицины и для дальнейшего усовершенствования отправился в Берлин, Вену и Вюрцбург. В 1837поступил на службу в морское ведомство ординатором Калинкинского госпиталя и в 1838—1841 был четыре раза в заграничных плаваниях на люггере "Ораниенбаум" и на пароходофрегате "Богатырь". Дерптский университет всецело обязан Гвидо Карловичу Самсон-фон-Гиммельштирн правильной и научной постановкой кафедры судебной медицины.

С 1847-го по 1851 он издал два тома своих "Mittheilungen aus dem practischen Wirkungskreise des Prof. der Staatsarzneikunde an der Universität Dorpat", за которые получил демидовскую золотую медаль, имел ордена св. Станислава 2-й степени с императорскою короною и св. Владимира 3-й включительно, имел знак отличия беспорочной службы за XX лет и бронзовую медаль в память Крымской войны 1853—1856.

Петерсон, Карл Александрович — гофмейстер Высочайшего двора, директор Канцелярии Министерства Иностранных Дел; родился в 1819, происходил из дворян; 21-го января 1831 поступил кадетом в Морской корпус, будучи гардемарином произведен был за успехи в фельдфебеля корпуса и 23-го декабря 1836 был выпущен мичманом в 7-й флотский экипаж. Будучи оставлен при корпусе для окончания офицерских классов (ныне Академия), в 1838 вышел из них и в том же году на люггере "Ораниенбаум" сопровождал за границу императора Николая I с Наследником и Великими княжнами, за что в награду получил золотые часы.

По возвращении в Россию Петерсон сделал несколько кампаний по Балтийскому, Средиземному и Черному морям, в 1841 за отличие в сражениях с черкесами при Туапсе и Псезуапе получил орден св. Анны 4-й ст., а 9-го мая 1844 вышел в отставку с чином капитан-лейтенанта.

Определившись 31-го того же мая в ведомство Министерства Иностранных Дел, Петерсон 15-го января 1845 был назначен вице-консулом в Данциг, в 1865 переведен поверенным в делах при Великом Герцогстве Саксен-Веймарском, в 1866 пожалован в звание камергера, а 12-го октября того же года произведен в действительные статские советники. Скончался 4-го февраля 1875.

  Лейтенант П. И. Белавенец так же описал подвиги еще одного ораниенбаумца.

Иван Григорьевич Сколков — генерал-лейтенант, генерал-адъютант; родился в 1814, умер 3 декабря 1879. В 1832 поступил в Морской кадетский корпус, где учился очень хорошо. В 1834 пожалован прусским королем серебряною медалью "за достоинство по служению в звании фельдфебеля из гардемарин", произведен в мичманы с оставлением в офицерском классе, что ныне Николаевская Морская Академия. В 1838 на люггере "Ораниенбаум" сопровождал императора Николая I в Стокгольм и "за отличие" произведен в лейтенанты. В 1839 участвовал в абхазской экспедиции. В 1840 на корабле "Султан-Махмуд" участвовал в десантной высадке при занятии местечка Туапсе и Псезуапе. В 1845 произведен в капитан-лейтенанты за отличие, оказанное в деле против горцев при занятии с боя Андийских высот деревни Дарго, и награжден орденом Св. Владимира с бантом. 18 ноября участвовал в Синопском сражении, за что был произведен в полковники корпуса штурманом, с назначением флигель-адъютантом. Он привез Государю Императору первое известие о Синопском бое.

В 1855 награжден орденом Св. Владимира 3-й ст. за отличие в Альминском сражении, где ему оторвало ядром правую ногу и повредило бедро. В 1862 находился при Государе в Новгороде по случаю открытия Памятника Тысячелетия России, а затем был командирован в западную Сибирь. В 1864 пожалован крестом за службу на Кавказе. В 1866 сопровождал на яхте "Штандарт" Ея Высочество принцесу Дагмару из Копенгагена в Россию. Потом был командирован в западную Сибирь для исследования беспорядков относительно политических преступников. В 1867 пожалован генерал-адъютантом.

Барон Таубе Василий Федорович — из старинного ингерманландского шведского рода , вице-адмирал, генерал-адъютант, родился 25 декабря 1817, умер 4 июля 1880 в Петербурге. 11-ти лет поступив в морской кадетский корпус, был в начале 1834 произведен в гардемарины.

 IIроизведенный в лейтенанты, в 1840—1845 на люггерах "Ораниенбаум" и "Петергоф" участвовал в ежегодных морских кампаниях.

В 1852 отправлен в Архангельск, откуда, приняв команду над заканчиваемым постройкою винтовым фрегатом "Полкан", ездил в Англию для изучения сборки машин и парового двигателя, предназначенных для этого фрегата. В 1854—1855  на том же судне участвовал в защите Кронштадта при нападении на него англо-французского флота. В 1860 назначен начальником штаба главного командира Кронштадтского порта. Во время встречи в кронштадтских водах тела усопшего наследника Николая Александровича в апреле 1865 командовал кораблем "Император Николай I", в то же время состоя начальником штаба командующего всеми судами флота.

9 мая 1866 по званию директора департамента, он участвовал в  учрежденных комиссиях  — по составлению устава морских учебных заведений, по пересмотру проекта морского устава, по рассмотрению проекта нового устава кронштадтских лоцманов и др. Вице-адмиральский чин Таубе получил 28 марта 1871. В 1876 на правах члена участвовал в занятиях комиссии по разработке правил об организации государственного ополчения и о порядке призыва ратников на службу. За эту разнообразную деятельность награжденный орденами св. Владимира 2-ой ст. 1873 и Белого орла, ежегодной арендой в 2000 руб. сроком на 12 лет.

Иван Иванович фон Шанц — адмирал, член Адмиралтейств-совета; родился в городе Бьорнеборге 1-го ноября 1802, умер 22-го декабря 1879 в С.-Петербурге; происходил от древней дворянской фамилии Великого княжества Финляндского.

С раннего детства уроженец Княжества Финляндского Шанц страстно полюбил море и еще ребенком поступил на судно к знакомому финскому капитану в качестве волонтера. Проплавав почти беспрерывно на финляндских коммерческих судах до 19-летнего возраста, когда выдержал экзамен в военный флот, он 2-го марта 1821 был произведен в мичманы, после чего тотчас был отправлен на службу в Свеаборг. Плавая затем ежегодно вплоть до лейтенантского чина (1828 г.) на разных судах в Финском заливе и Балтийском море, Шанц производил опись и промер шхер между Свеаборгом и Юнгферзундом, а также принимал участие в описи Аландских островов. С 1828—1831 находился в заграничном плавании на корабле "Фершампенуаз", участвовал в блокаде Дарданелл и произвел опись Кроликовых островов. Корабль сгорел на Кронштадтском рейде, Иван Иванович последним оставил судно. Его прекрасное поведение во время пожара было причиной назначения его командиром люггера "Ораниенбаум". В 1834 он получил в командование военный транспорт "Америка", отправлявшийся в кругосветное плавание, и произведен был за отличие в капитан-лейтенанты. Идя в Камчатку, Шанц открыл на пути, в архипелаге Маршалла, группу коралловых островов, названных в атласе адмирала Иван Федоровича Крузенштерна островами Шанца.

С 1837—1841 находился в разных командировках и состоял при постройке в Нью-Йорке самого большого и сильного военного парохода-фрегата того времени "Камчатка".

С 1848—1855 Иван Иванович составлял  чертежи и наблюдал за постройкой целого ряда судов: пароходофрегатов "Рюрик", "Олаф", корвета "Калевала", винтовой лодки "Стерлядь", шхун для Каспийского моря, 40 гребных канонирских лодок и проч. Во время Восточной войны, в 1855 он был назначен начальником отдельного отряда паровых судов на Кронштадтском рейде и поднял свой флаг на пароходе фрегате "Камчатка". Командуя дивизией и плавая в море, Шанц не переставал получать поручения по постройке новых паровых судов флота, и даже береговых батарей. В морской артиллерии Шанц сделал также несколько усовершенствований по части станков. В 1863 Шанц был назначен членом Адмиралтейств-совета, что не мешало ему в том же году руководить работами при устройстве земляных укреплений в устьях Невы. Ордена имел все до св. Александра Невского с бриллиантами и св. Георгия 4 ст. за 25 лет выслуги, медали бронзовую и за турецкую кампанию 1829 перстень с вензелем государя.

С детства, полюбив море, адмирал принадлежал к той славной школе старых моряков, для которых seamenship служило лозунгом всей их жизни, начинал со школьной скамьи и до гробовой доски. Даже на берегу он проводил в жизнь свои морские привычки и свято сохранял во всем резкий отпечаток избранной им профессии. Не ограничиваясь практической стороной дела, он тщательно изучал каждое судно, на котором служил или которым командовал. В зрелых годах, пользуясь своими громадными практическими сведениями, он сам составлял чертежи многих судов, и многие из наших колесных пароходов, корветов, шхун и яхт были построены по его чертежам, под его непосредственным наблюдением. В усовершенствовании постройки и вооружения гребных судов Шанц принимал также самое деятельное участие, и лучшие из наших катеров до сих пор строятся по его чертежам и вооружаются по его системе. Посвятив все свои способности и силы морю и морскому делу, он не оставил без внимания и морскую литературу. Шанц был типом настоящего морского писателя, трактующего с одинаковой любовью и юмором о «каких-нибудь талрепах на русленях» военного корабля или описывая забавный эпизод из своей собственной жизни и похождений. Неподдельным, вполне оригинальным и чисто морским юмором был проникнут его своеобразный язык, как в разговоре, так и в литературе. Будучи  финляндцем по происхождению и начав изучать русский язык в молодых годах, уже поступив на службу в русский флот, Шанц, однако же, по преимуществу писал по-русски и прекрасно владел этим языком, сохраняя особый оборот речи, придававший его сочинениям оригинальный колорит, в высшей степени подходящий к типу моряка-писателя. Независимо от множества статей по разным специальным вопросам, напечатанных в разных периодических изданиях и преимущественно в "Морском Сборнике", Иван Иванович оставил два объемистых тома "Собрания статей, посвященных морскому делу", 1865, и два беллетристических рассказа старого моряка: "Первый шаг на море", и "Первые шаги на поприще военной службы».

«Ораниенба́ум» — 12-пушечный трёхмачтовый люгер специальной постройки.

Балтийского флота Российской империи, построенный мастером Иваном Амосовым на Охтенской верфи.

Люгер был заложен 26 октября (7 ноября) 1848 года, спущен на воду 14 (26) июня 1849 года и вошёл в состав Балтийского флота. В 1851, 1852 и 1853 годах люгер ходил в практические плавания в Балтийском море и Финском заливе, а следующие два года стоял в порту Кронштадта. 27 июля (8 августа) 1854 года корабль принял участие в Высочайшем смотре на Кронштадском рейде, а с 1857 по 1861 год стоял в порту Санкт-Петербурга.

В 1861 году «Ораниенбаум» был продан на слом и 14 (26) октября 1861 года исключён из списков флота.

Командиры

Люгер «Ораниенбаум» в разное время ходил под командованием следующих капитанов:

1851—1853 — Л. М. фон дер Рекке

1856—1857 — Х. П. Эрдели

В ознаменование военных и морских заслуг города неплохо бы было присвоить вновь построенному военному кораблю славное имя «ОРАНИЕНБАУМ».

Опубликовано:

Краеведческие чтения "Имена и память здешних мест": сборник материалов за 2011-2014 годы / Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга; СПб ГБУ "ЦБС Петродворцового района".- Санкт-Петербург: LPrint, 2015.- 314 с: ил., фот.

Новые поступления