Библиотека семейного чтения г. Ломоносова
г. Ломоносов,
ул. Победы, д.1
(812) 422-61-86

Добро пожаловать!

Откройте двери  Библиотеки  города Ломоносова. Вас ждут уютные залы обслуживания читателей, Вам окажут квалифицированную помощь в выборе книг приветливые сотрудники библиотеки.

К Вашим услугам универсальный фонд книг и журналов по всем отраслям знаний, которые могут удовлетворить самые разнообразные и прихотливые запросы.

Не пропустите
"Имена и память здешних мест"
"Имена и память здешних мест"
Статус: 29 дней до начала
Начало: 22 Октябрь 2017 14:00
Окончание: 22 Октябрь 2017 18:00
Отзывы и предложения!
Продление ONLINE
Если Вы не успели прочитать за месяц литературу, взятую в нашей библиотеке, то Вы можете продлить срок пользования литературой через сайт!

Ораниенбаумский хронограф
<< Сентябрь 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Цитаты, афоризмы
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.
Луи Жан Жозеф Блан
2015 год литературы
Иерархия статей
Стела «Город воинской славы» в Ломоносове

Козлов Дмитрий Викторович,

научный сотрудник Краеведческого музея

(г. Ломоносов)

 

Учреждённое в 2006 году почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы» продолжает традицию советского звания «Город-герой». Этого высокого звания Ораниенбаум-Ломоносов был удостоен в 2011 году. Всего же в России в настоящее время городов воинской славы насчитывается сорок пять. И в каждом из них должна быть установлена стела воинской славы.

Стела, установленная в городе воинской славы Ломоносове, представляет собой четырнадцатиметровую (от основания) колонну дорического ордера, увенчанную гербом России. Это типовой проект, его архитектурное решение восходит к Александровской колонне. На самой стеле находятся четыре основных барельефа, с юга и севера помещены также картуши с текстом указа и городским гербом.

По углам расположены четыре тумбы с восемью малыми барельефами, имеющими вспомогательное значение, дополнительно раскрывающими героическое прошлое места. В разработке эскизов оформления барельефов принимали участие сотрудники СПб ГБУ «Краеведческий музей г. Ломоносова». 16 октября 2014 года Администрацией Петродворцового района было проведено общественное обсуждение проекта с участием ветеранских, общественных организаций, депутатов Муниципального совета, на котором представленные эскизы барельефов получили одобрение.

На северной стороне стелы помещен барельеф, рассказывающий об основании Ораниенбаума в 1710–1711 гг. После взятия Выборга в 1710-м году был обезопасен Петербург от нападения шведов. Царь Пётр I принимает решение раздать участки вдоль приморской дороги своим приближённым. У Меншикова таких участков целых три, и главный из них здесь, напротив Кронштадта: Меншиков курирует строительство Петергофа, руководит строительством Кронштадтской крепости, а здесь кратчайшее расстояние между островом Котлин и материком. Центром композиции являются соединённые фигуры Меншикова и Петра Великого. В руках у Александра Даниловича в левом нижнем углу свиток с проектным изображением ораниенбаумской усадьбы. Он словно предъявляет царю проект ансамбля. Слева вверху флагман Балтийского флота корабль «Ингерманланд». Посредине аллегория Ништадтского мира 1721 года, подытожившего Великую Северную войну – войну, вернувшую Ингрию России (Ноев ковчег, вставший на землю, твёрдое основание; сверху голубь с оливковой ветвью). Пётр I объявляется императором Петром Великим, Россия провозглашается империей. Справа показана часть Большого Меншиковского дворца с Западным (Церковным) павильоном (дворцовая церковь святого великомученика и целителя Пантелеймона – покровителя военных моряков). Таким ансамбль дворца стал к середине XVIII века уже без своего основателя. Почитание святого не случайно: именно в день его памяти состоялись Гангутское и Гренгамское морские сражения 1714-го и 1720-го годов. На эпизоде с освящением храма в 1727-м году и закончится первый – «меншиковский» этап в жизни имения. Пётр II не прибудет на церемонию освящения храма, и с этого начнётся опала светлейшего князя Ижорского. Общий смысл барельефа: Ингерманландия, пройдя через годы бурных испытаний Северной войны, обретает родную гавань под российским флагом, встаёт на прочное основание мира, мирного созидания. Основан Балтийский флот, закладывается новый город в устье Невы, начинается возведение Кронштадта и Ораниенбаума. Дворцовая слобода Ораниенбаум получает статус города в 1780-м. И тогда же Екатерина II жалует городу Ораниенбауму герб.

От стелы просматриваются Городские ворота. Новые ворота в город со стороны Петербурга возводит в 1829 году совсем тогда ещё юный зодчий Алексей Максимович Горностаев. Их мы можем увидеть и на восточном барельефе, посвящённом эпохе войн с Наполеоном. Показана военная арматура (трофеи, доспехи) – это напоминание о триумфе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Под воротами проходит колонна войск. Через Кронштадт и Ораниенбаум воинские части возвращались из Заграничного похода русской армии, затем следовали в Петербург для триумфальной встречи. Очевидно, что такая картина – не более чем метафора, символический образ. В реальности ворота возведут только через полтора десятилетия.

Портреты двух военачальников того времени олицетворяют единство армии и народного ополчения. Слева изображение тайного советника Александра Александровича Бибикова: в войну 1805–1807 гг. он – начальник ландмилиции (императорской милиции) – ополчения Ораниенбаумского уезда, в Отечественную войну командовал Петербургским и Новгородским ополчениями. Сенатор А. А. Бибиков также известен как дипломат. Состоял в родстве с Михаилом Илларионовичем Кутузовым. Из Императорской милиции вышел Лейб-гвардии Финляндский полк, а спустя десятилетие, в 1817-м из Финляндского сформирован Лейб-гв. Волынский полк. Справа – происходивший из голштинцев уроженец нашего же города генерал-лейтенант Александр Борисович Фок, похороненный с семьёй близ Ораниенбаума. Трое из пяти братьев Фоков избрали военную карьеру (Александр, Андрей и Борис).

Об эпизоде Отечественной войны 1812 года напоминает летящий дирижабль. Сюда в Ораниенбаум из Подмосковья была эвакуирована мастерская изобретателя Франца Леппиха по изготовлению дирижабля. Предполагалось использовать аэростат в военных целях, прежде всего для бомбардировки войск противника.

Наконец, композиция с Георгиевской лентой и наградными трубами. В 1805 году как раз введено награждение армейских частей Георгиевскими трубами, через год вводится Георгиевское знамя, а в следующем 1807-м году Георгиевский крест. За Лейпциг был пожалован серебряными трубами Финляндский полк, а в 1817-м, при формировании Волынского полка, они были переданы и туда. Ещё один полк принёс славу нашим местам в войнах с Наполеоном – Копорский, сформированный вновь в 1803-м году, но имевший предшественником Копорский полк Меншикова. Копорский – единственный полк царской армии, старшинством которого отсчитывается полк современной армии Российской Федерации.

Западный барельеф стелы рассказывает об Ораниенбаумской Офицерской стрелковой школе. В ленте-картуше даты «1882–1917» по годам существования школы. На заднем плане мы видим главный корпус школы, фасад которого выходит к улице Ломоносова (бывшему Военному переулку). Центральным является барельеф с Николаем Михайловичем Филатовым – последним начальником школы. Тут же создатели первого в мире автомата Владимир Фёдоров и Василий Дегтярёв. Конечно же, присутствует Сергей Иванович Мосин, директор Сестрорецкого оружейного завода.

Здесь в Ораниенбауме разрабатывалась и проходила испытания знаменитая мосинская «трёхлинейка» – русская трёхлинейная винтовка образца 1891 года. И ещё одно имя увековечено в бронзе – это Фёдор Токарев, который в Офицерской стрелковой школе начинал как оружейник – в частности, работал над переделкой винтовки Мосина в самозарядную. Внизу изображена военная арматура, включающая скрещённые изображения трёхлинейки и автомата Фёдорова образца 1916 года, также наложен нагрудный знак об окончании Офицерской стрелковой школы. Фоном служат стилизованные оружейные чертежи.

Центром южного барельефа стелы, посвящённого Великой Отечественной, является схематичное изображение Ораниенбаумского плацдарма. Ораниенбаум – единственный из пригородных дворцово-парковых комплексов Ленинграда, который не был занят врагом. В середине сентября 1941-го противник смог прорвать оборону Красной Армии, выйти к Финскому заливу в районе Лигова и отрезать части 8-й армии от основных сил Ленинградского фронта. 23-го числа немцы овладели Петергофом, и на участке от Старого Петергофа до нынешнего Соснового Бора образовался Приморский или Ораниенбаумский плацдарм, как ещё называли его за небольшие размеры «Ораниенбаумский пятачок». Ораниенбаум оказался в двойном кольце блокады. Все тяжести и невзгоды блокадного Ленинграда довелось вынести на своих плечах и ораниенбаумцам. Но, несмотря на голод и холод, на бомбёжки и обстрелы войска Красной Армии, ораниенбаумцы город свой не сдали.

А советские лётчики не позволяли врагу безнаказанно хозяйничать в небе Балтики. В верхнем левом углу изображение самолёта Костылева Ла-5. Герой Советского Союза Георгий Дмитриевич Костылев – уроженец нашего города. 46 самолётов противника на счету аса балтийского неба. Раньше улица Костылева была границей города – она доходила до того места, где стоит стела, и выходила на Дворцовый проспект.

В нижнем левом углу картуша изображен бронепоезд «Балтиец». Первую линию обороны плацдарма держали сухопутные части, вторую моряки. Здесь был создан Ижорский сектор обороны Кронштадтской крепости, к которому относились форты Красная Горка и Серая Лошадь. Кроме того, в Лебяжье под защитой их орудий базировались два бронепоезда «Балтиец» и «За Родину!»

Ораниенбаумский военный порт являлся пунктом базирования крейсера «Авроры» с 1940-го по 1944 год. С началом боевых действий с корабля постепенно было снято вооружение, личный состав и орудия направлены на плацдарм и другие участки фронта. Рядом с крейсером изображен один из прикрывавших Ораниенбаум своим огнём кронштадтских кораблей – эсминец «Гордый», погибший в 1941-м на переходе к полуострову Ханко.

Летом снабжение осуществлялось по воде, а зимой по льду Финского залива прокладывались ледовые трассы. Совокупность этих путей сообщения получила название Малая Дорога жизни. Зимой 1943–1944 гг. по ней осуществлялась переброска войск в ходе подготовки активной фазы операции «Нева-2» по полному снятию блокады Ленинграда, окончательному деблокированию города. Отсюда начинался Первый сталинский удар. Операция «Нева-2» или Красносельско-Ропшинская наступательная операция началась 14 января 1944-го года, а закончилась 30 января. С плацдарма наступала 2-я ударная армия под командованием И. И. Федюнинского, навстречу ей из Ленинграда двигались части 42-й армии. В районе Ропши и Красного Села они соединились. Отсюда же из Ораниенбаума по Малой Дороге жизни летом 1944-го перебрасывались войска для наступления Красной Армии на Карельском перешейке. И не случайно в 1981-м году наш город был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Предполагалось, что изображение этого ордена увенчает барельеф, однако этого не произошло, упоминание о награждении и сам орден были вынесены на отдельный текстовый барельеф угловой тумбы, выбивающийся из смыслового ряда.

Ораниенбаумский плацдарм – самая яркая, самая выдающаяся страница ратной истории нашего края. В то же время фоном для неё служит вся предыдущая история земли ораниенбаумской. Об этом рассказывают барельефы на угловых тумбах.

Два барельефа угловых тумб посвящены морской истории Ораниенбаума. Первый повествует о пребывании здесь Морского кадетского корпуса. Фоном его выступает Большой Меншиковский дворец. С 1736-го по 1743-й дворец занимал морской госпиталь, а с 1792-го по 1796 год – Морской кадетский корпус. В центре барельефа изображен Иван Логинович Голенищев-Кутузов, который в течение сорока лет был начальником корпуса – его и называли «отец всех русских моряков». Он выступил инициатором передачи дворца кадетскому корпусу. Слева направо известные выпускники корпуса того периода: Григорий Иванович Платер, Мориц Борисович Берх (Берг), Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Павел Андреевич Колзаков. В нижней части изображения – декоративная композиция из парусных кораблей в море, между ними в центре – перекрещённые стволы орудий.

Второй барельеф озаглавлен «Покорители моря – флотоводцы и исследователи». В центре схематичные изображения морских карт. Выделяется остров Петра I, первым открытый Русской антарктической экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева (1819–1821 гг.) Здесь же навигационные приборы: секстан и астролябия, а наверху картушка компаса. Всего перед нами пять персоналий. Фон – картина А. П. Боголюбова «Красногорское сражение, 1790 год». Бой, сорвавший десант на Ораниенбаум – эпизод Русско-шведской войны 1788–1790 гг., когда, воспользовавшись второй Русско-турецкой войной Екатерины II – войной 1787–1791 гг., шведский король Густав III решил вернуть земли, утраченные в Северную войну. Готовая к отправке в Средиземное море эскадра под командованием Самуила Грейга действовала в Финском заливе. В бою у Красной горки силами нашего флота командовал Александр Круз. Екатерина II назовёт его спасителем столицы: «Громами отражая гром, он спас Петровы град и дом».

На этом же барельефе изображен герой Наваринского сражения, который командовал артиллерией корабля «Гангут», исследователь Севера и Средней Азии адмирал Пётр Фёдорович Анжу. Многие заслуженные кронштадтцы, на склоне лет стремились приобрести участок под дачу на южном берегу Финского залива. В 1848-м году семья адмирала Анжу купила участок на Еленинской улице и затем построила существующий до настоящего времени дом. Анжу во время Крымской кампании занимал должность Директора Департамента корабельных лесов.

Еленинская улица связана со многими именами выдающихся флотоводцев. Так, в начале улицы располагалась усадьба Баратынских: Петра Андреевича и его брата вице-адмирала Богдана Андреевича. Впоследствии усадьба была продана другому флотоводцу Макару Ратманову. Участник Первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна (1803–1806 гг.), он мог возглавить Первую русскую антарктическую и стать первооткрывателем Антарктиды, но отказался по болезни, порекомендовал вместо себя Беллинсгаузена. Здесь же в Ораниенбауме Ратманов и скончается. Усадьба эта вошла в историю под названием «дачи Дудиной», по имени последней владелицы, и в настоящее время находится на территории ДПА «Ораниенбаум». От этой дачи Еленинская улица вела в другой конец к имению адмирала Петра Ивановича Ханыкова. На месте этого последнего владения и установлена Стела воинской славы.

И последняя фамилия на медальонах – это к тому моменту уже герой Чесменского и Гогландского сражений Самуил Карлович Грейг. Пожалованная Екатериной II усадьба Грейгов Санс-Эннуи расположена к западу от Ораниенбаума.

Ещё в XVIII веке Ораниенбаум становится местом размещения госпиталей. Соседний барельеф напоминает нам о событиях Крымской войны. Это было время, когда создавались первые общины сестёр милосердия. Сестричество знаменовало собой качественно новый этап в развитии сестринского дела России. Общины сестёр милосердия считаются предшественниками Красного Креста. Одной из них была созданная в 1854-м году и активно участвовавшая в Крымской кампании Крестовоздвиженская община. У истоков её стояли запечатлённые здесь великая княгиня Елена Павловна, известная своей благотворительностью, и неоднократно здесь бывавший Николай Иванович Пирогов. На южном берегу Финского залива для сестёр милосердия снималась дача, здесь на побережье создавались батареи Кронштадтской крепости, отсюда с Бронной горы столичная публика во главе с императором наблюдала в течение двух кампаний 1854–1855 гг. за действиями англо-французской эскадры близ острова Котлин.

Барельеф «Полки Ораниенбаума из века в век». На нём представлен лейб-гвардии Волынский полк, выросший из Императорской милиции вел. кн. Константина Павловича (шефом его одно время являлся великий князь Михаил Павлович). Лейб-гвардии Волынский полк был расквартирован в Ораниенбауме с 1836-го по 1862-й год. Единственными из гвардии «Волынцы» участвовали в Крымской кампании (охраняя побережье Балтики, где отразили высадку английского десанта в Финском заливе).

147-й пехотный Самарский полк дислоцировался в Ораниенбауме с 1874-го по 1918-й годы. Центром композиции служит изображение несохранившегося Преображенского храма Самарского полка (1898–1899 гг. постройки). Солдаты идут по Михайловской улице (название дано в память вел. кн. Михаила Павловича и храма Арх. Михаила), символически проходя век XIX и входя в век XX.

Преемственность поколений и ратных традиций символизирует знамя «волынцев» времён Александра I и знамя «самарцев» времени правления последнего русского царя. А венчает барельеф военная арматура с офицерского горжета лейб-гвардии Волынского полка. Его полковой храм в отличие от храма Самарского полка сохранился. Это церковь св. Спиридона Тримифунтского в начале Еленинской улицы. Впоследствии эта церковь стала полковым храмом Офицерской стрелковой школы. Участвовали «самарцы» в боевых действиях Русско-Японской и Первой Мировой войн.

Соседний барельеф – иллюстративен. Он посвящён Первой мировой войне. Манеж возведён как экзерциргауз в 1851 году для лейб-гвардии Волынского полка, но в связи с тем, что полк отсюда убыл, постройка стала служить Офицерской стрелковой школе. В 1916-м году здесь, в ораниенбаумском Манеже, состоялся смотр первой в мире роты, вооружённой автоматическим стрелковым оружием, которая отсюда была направлена на фронт Первой мировой.

Вписал Ораниенбаум свою страницу и в историю отечественной гидроавиации. Здесь дислоцировались части гидроавиации, началу размещению которым положила Ораниенбаумская школа морской авиации. В память их на барельефе показан гидросамолёт-биплан. До сих пор недалеко железнодорожного вокзала на побережье сохранились два ангара для гидросамолётов.

Также на барельефе изображен бронеавтомобиль «трёхколёска» Филатова – один из вариантов броневика, разработанный и испытанный в ОСШ в Ораниенбауме.

Рельефы последней тумбы повествуют о событиях современности. Отражены тематики морская и сухопутная. Первый барельеф рассказывает о спасении на море. Анализ опыта аварийно-спасательных работ на море во время Великой Отечественной привёл к необходимости создания отдельной научно-исследовательской структуры в Военно-морском флоте. Как одно из нескольких учреждений Военно-морского флота в Ломоносове, этот институт и разместился в нашем городе. Уже в сегодняшнее время из него выделился 328-й аварийно-спасательный отряд. Их специалисты принимали участие во всех основных аварийно-спасательных операциях новейшего времени. В институте аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ впервые в отечественной и мировой практике были освоены рекордные глубины погружения и достигнута рекордная продолжительность пребывания под давлением. Несколько его сотрудников удостоены званий Герой России. Сверху сквозь толщу воды на водолаза в классическом снаряжении («трёхболтовке») и подводную лодку падает солнечный свет как символ надежды (предполагалось поместить ещё старейший вымпел ВМФ России – спасательное судно «Коммуна»).

Наконец, последний барельеф создавался под девизом «Присяге воинской верны». Он отражает тематику локальных военных конфликтов современности, подвиг воинов-интернационалистов. Скульптором передан момент атаки: на фоне гор видим боевые вертолёты, а также бронетранспортёры, за которыми бежит цепочка солдат. Арматура внизу представляет собой два скрещённых автомата (АК-47 и АН-94 «Абакан») с каской.

Предлагался еще барельеф на тему «Взятие Копорья Александром Невским», отражающий тематику ратного прошлого края (сейчас это Ломоносовский район Ленинградской области), на территории которого образовался Ораниенбаумский плацдарм. Другой барельеф предлагался под девизом «Два владельца – два мирных договора», который напоминает о Санкт-Петербургском мирном договоре 1762 г., крепости Петерштадт и перевороте 1762 г., Кючук-Кайнарджийском мирном договоре 1774 г., и призван был бы отразить тематику сражений, происходивших в городе Ораниенбауме, либо связанных с ним напрямую, либо косвенно. Но предложения сотрудников краеведческого музея были отвергнуты рабочей группой. Более того, при работе над принятыми темами, исполнители допустили ряд отклонений от утверждённых эскизов. Ошибки при переведении изображения в объём и низкое качество исполнения работ не позволило проявиться художественным качествам эскизов в полной мере.

В отличие от Кронштадта общее художественное решение барельефов стелы характеризуется перегруженностью мелкими деталями. Сделано это было сознательно, в стилистике близкой к стилистике дворцов и парков Ораниенбаума и Петергофа (барокко-рококо). Общее архитектурное решение кронштадтской стелы выразительнее: она удачно вписана на небольшом пространстве, угловые тумбы приставлены к колонне (символично, что сооружение крестообразное в плане) и служат основанием под якоря. В Колпино же создатели стелы разместили на боковых тумбах шестнадцать лаконичных барельефов, отказавшись от центральных (к сожалению, личности Александра Невского не нашлось места и там). Однако в силу меньшей высоты самого архитектурного сооружения от основания, отсутствия под ним обвышения, а также зажжённого рядом Вечного огня, значение колонны, как вертикального акцента, сведено на нет.

В торжественной обстановке Стела воинской славы Ораниенбаума-Ломоносова была открыта 8 мая 2015 года, позднее в том же году введена в эксплуатацию лестница к ней.

Опубликовано:

Ради жизни на земле: сборник работ участников литературно-краеведческого конкурса "Есть город золотой..." Вып. 4 / Библиотека семейного чтения г. Ломоносова.- Ломоносов, 2016.- 319 с: ил., фот.

Новые поступления